Сведения об оо
Информация
КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ДЕТСКИЕ ЖАЛОБЫ?
Февраль 2017
С детскими жалобами сталкиваются все взрослые, имеющие опыт общения с детьми. Одни считают, что это не такой уж важный момент в жизни ребенка, чтобы на него обращать особое внимание, и жалобами детей можно или даже следует пренебречь. Другие видят в этом нежелательные черты в становлении личности ребенка, проявление слабости, трусости, нерешительности и т. д. От таких взрослых дети часто в ответ на свои жалобы слышат: «Решай все свои дела сам!», «Разбирайтесь сами!», «Что тебе от меня надо?», «Зачем ты мне все это говоришь?», «Не ходи больше ко мне жаловаться». Третьи считают, что, жалуясь, ребенок просит помощи в процессе освоения норм взаимоотношений в человеческом обществе и, следовательно, нуждается в особом внимании и участии взрослого. Такой точки зрения на детские жалобы придерживались Ян Корчак, Антон Макаренко и ряд других известных педагогов и психологов.
Жалоба – это обращение ребенка к взрослому по собственной инициативе, сигнал о некотором неблагополучии ребенка, иногда о его физическом, но в большинстве случаев – о его душевном дискомфорте, о каких-то неясностях, конфликтах, из которых ребенок сам не умеет найти выход. Она отражает эмоциональное состояние ребенка: тревогу, гнев, возмущение, недоумение. Первопричина всех детских жалоб – доверие взрослому и надежда на помощь с его стороны.
Отношение взрослого к жалобам должно варьироваться в соответствии с их характером.
• Выслушайте ребенка, обсудите происшедшее, приведите пример из личного опыта, посоветуйте, как избежать подобных ситуаций в будущем. Возможно, в следующий раз, он попробует справиться с проблемой самостоятельно. Чаще всего ребенок не жаждет мести, а ищет вашего участия. Самое главное – проявить внимание к проблемам ребенка.
• Используйте наблюдения за ребенком, если не можете понять причину его частых жалоб. За жалобами может скрываться нехватка внимания со стороны окружающих, уязвленное самолюбие, отчаяние.
• На некоторые жалобы - сообщения, можно реагировать просто: "Хорошо, я разберусь. Жаль, что так вышло».
• Старайтесь избегать прямых обвинений и конкретных санкций.
• Не требуйте признания при всех детях, оставьте ребенку путь к отступлению или возможность признаться наедине.
• Если ребенок жалуется, чтобы отомстить или самоутвердиться, спросите его: "Зачем ты мне это говоришь? Ну и что?" Несколько ставящих в тупик вопросов, отсутствие интереса к сообщению, не дадут ребенку торжествовать.
Жалобы без тайного смысла, которые нельзя игнорировать:
- На здоровье;
- На чувство голода;
- На жажду;
- На желание спать;
- На страх.
Материал подготовил учитель - логопед Вишневская Е.А.