Company Logo
Версия для слабовидящих

Второе заседание родительского клуба

 «Взросление. Почему мой ребенок не хочет взрослеть?»

«Я уже большой, я вырос», - обычно с гордостью говорят малыши. Они знают, чувствуют, что растут, меняются…

Психологи считают, что период взросления наступает в 23 – 30 лет, когда человек становится самостоятельным и ответственным. Это время, когда молодые люди создают семьи, определяются в профессии и т.д. А еще существует философская и юридическая точки зрения на эту тему…

Нас интересует другой возрастной период. Середина детства. Ребенку 5 – 7 лет.

 

«Ты знаешь, я понял совсем немного из того, что он мне сказал, но меньше всего мне понятно вот это – подросла».

Р. Бах

Часто родители считают, что проявлениями процесса взросления у ребенка является наличие новых навыков, качеств, личностных новообразований.    

Что из себя представляет этот маленький человечек?

Пятилетний мальчик в свой день рождения обошел весь двор в поисках идущего к нему дня рождения. Вечером сказал: «Не пришел, следов не видел…». Маленький реалист: слово равно делу.

К пяти годам человек уже сложился, точнее сказать, что у него есть «материал», из которого можно сложиться. Этим «материалом» является экзистенциальные переживания и возможность их выражения в слове; самовоздействие как автономность активности; сила собственного «Я» как диапазон его изменения под воздействием другого человека; дифференцированные чувства; половая идентификация; психологическая дистанция с другим человеком и возможность воздействия на неё; дифференцированное отношение к другим людям (свои – чужие); дифференциация других видов реальностей и правил действия в них.

Это фактически описание взрослого человека. Что же детского в нем осталось? Доверчивость и жизнерадостность, основанные на конкретном, образном мышлении.

Здоровый, любознательный ребенок, который знает себе цену, умеет строить отношения с другими людьми, - это по-настоящему готовый к обучению в школе человек.

К вопросу о готовности к школьному обучению мы еще вернемся.

А сейчас хочется еще раз подчеркнуть важность и необходимость для маленького человечка безусловной родительской любви – как базиса для гармоничного развития личности.

Э. Фромм писал так: «Ребенок старше шести лет начинает нуждаться в отцовской любви, авторитете и руководстве отца. Функция матери – обеспечить ребенку безопасность в жизни, функция отца – учить его. Руководить им, чтобы он смог справляться с проблемами, которые ставит перед ребенком то общество, в котором он родился. В идеальном случае материнская любовь не пытается помешать ребенку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность. Мать должна иметь веру в жизнь, не должна быть  тревожной, чтобы не заражать ребенка своей тревогой. Частью её жизни должно быть желание, чтобы ребенок стал независимым и, в конце концов, отделился от неё. Отцовская любовь должна быть терпеливой и снисходительной, а не угрожающей и авторитетной. Она должна давать растущему ребенку все возрастающее чувство собственной силы и, наконец, позволит ему стать самому для себя авторитетом и освободиться от авторитета отца».

В середине детства для комфортного самочувствия, для полноценной уверенности в себе ребенку нужно общение со сверстниками своего пола. Игра – ведущий вид деятельности и форма организации жизни ребенка - дошкольника. Ребенок должен исчерпать себя в игре, тогда она становиться неинтересной, и он открыт для учения.

А если ребенок говорит, что не хочет взрослеть, не хочет идти в школу, стоит задать вопрос, а наигрался ли ребенок? Не форсируем ли мы, взрослые, события,  «навязывая» эту взрослость ребенку, ограничивая его в свободной игровой деятельности?

Родина Л.А.


 




.