Сведения об оо
Информация
Четвертое заседание родительского клуба
«Готовность ребёнка к обучению в школе»
Готовность обусловлена созреванием организма ребенка, в частности его нервной системы, физическим развитием, степенью сформированности личности, уровнем развития психических процессов, тем, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, необходимыми для успешного обучения в начальных классах и адаптации к новым условиям жизни и деятельности.
В качестве основополагающих аспектов готовности ребенка к обучению в школе выделяются:
- Состояние физического и психического здоровья;
- Уровень морфологической зрелости организма;
- Уровень развития познавательной деятельности и речи;
- Стремление занять более значимую социальную позицию;
- Сформированность произвольности поведения;
- Внеситуативное общение с взрослыми и сверстниками.
Физическая готовность
Под физической готовностью понимается важнейшая комплексная характеристика личности ребенка старшего дошкольного возраста, облегчающая процесс адаптации первоклассника к школе и являющаяся залогом его успешного обучения.
Физическая готовность к школе включает в себя:
- Положительные показатели состояния здоровья;
- Гармоничное физическое развитие;
- Развитие функциональных систем соответственно возрасту;
- Высокий уровень самообслуживания и овладения культурно-гигиеническими навыками.
Психологическая готовность
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:
- Интеллектуальную готовность;
- Личностную готовность ребенка к школе;
- Социально-психологическую готовность;
- Эмоционально-волевую готовность.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний.
Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает;
- Дифференцированное восприятие;
- Аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
- Рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
- Логическое запоминание;
- Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов.
Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения, произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
Для успешного овладения учебной деятельностью выделяют следующие параметры:
- Умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
- Умение ориентироваться на заданную систему требований;
- Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- Умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Для развития произвольности у ребенка следует выполнять ряд условий:
- Сочетать индивидуальные и коллективные формы деятельности;
- Учитывать возрастные особенности ребенка;
- Использовать игры с правилами.
Важным компонентом готовности является мотивационный компонент, в структуре которого две группы мотивов:
- Связанные с потребностью в общении;
- Связанные с потребностями в интеллектуальной активности.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.
Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы затрудняет обучение ребенка в школе, вызывает ряд трудностей, проявляющихся в импульсивных формах поведения, неадекватной реакции на трудности в учении, неумении трудиться, слушать и понимать учителя.
Итак, готовность к обучению в школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим физическую, интеллектуальную, личностную, социально-психологическую, эмоционально-волевую и специальную готовность.