Company Logo
Версия для слабовидящих

 

Четвертое заседание родительского клуба

«Готовность ребёнка к обучению в школе»

 

            Готовность обусловлена созреванием организма ребенка, в частности его нервной системы, физическим развитием, степенью сформированности личности, уровнем развития психических процессов, тем, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, необходимыми для успешного обучения в начальных классах и адаптации к новым условиям жизни и деятельности.

         В качестве основополагающих аспектов готовности ребенка к обучению в школе выделяются:

  • Состояние физического и психического здоровья;
  • Уровень морфологической зрелости организма;
  • Уровень развития познавательной деятельности и речи;
  • Стремление занять более значимую социальную позицию;
  • Сформированность произвольности поведения;
  • Внеситуативное общение с  взрослыми и сверстниками.

 Физическая готовность

Под физической готовностью понимается важнейшая комплексная характеристика личности ребенка старшего дошкольного возраста, облегчающая процесс адаптации первоклассника к школе и являющаяся залогом его успешного обучения.

Физическая готовность к школе включает в себя:

  • Положительные показатели состояния здоровья;
  • Гармоничное физическое развитие;
  • Развитие функциональных систем соответственно возрасту;
  • Высокий уровень самообслуживания и овладения культурно-гигиеническими навыками.

Психологическая готовность

  Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:

  • Интеллектуальную готовность;
  • Личностную готовность ребенка к школе;
  • Социально-психологическую готовность;
  • Эмоционально-волевую готовность.

 Интеллектуальная готовность к школе предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний.

Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает;

  • Дифференцированное восприятие;
  • Аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
  • Рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
  • Логическое запоминание;
  • Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
  • Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов.

 

Под личностной и социально-психологической готовностью  понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения, произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.

Для успешного овладения учебной деятельностью выделяют следующие параметры:

  • Умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
  • Умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • Умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Для развития произвольности у ребенка следует выполнять ряд условий:

  • Сочетать индивидуальные и коллективные формы деятельности;
  • Учитывать возрастные особенности ребенка;
  • Использовать игры с правилами.

Важным  компонентом готовности является мотивационный компонент, в структуре которого две группы мотивов:

  • Связанные с потребностью в общении;
  • Связанные с потребностями в интеллектуальной активности.

 

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы затрудняет обучение ребенка в школе, вызывает ряд трудностей, проявляющихся в импульсивных формах поведения, неадекватной реакции на трудности в учении, неумении трудиться, слушать и понимать учителя.

Итак, готовность к обучению в школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим физическую, интеллектуальную, личностную, социально-психологическую, эмоционально-волевую и специальную готовность.

Chetvertoe zasedanie

 




.